text

Темы недели

Там, где господствует любовь, отсутствует воля к власти; там, где первостепенно стремление к власти, любовь отсутствует. Одно не является тенью другого. Карл Густав Юнг

Новый журнал!

Psychologies Журнал «Psychologies» представляет собой одно из самых популярных и тиражируемых изданий по психологии в Европе. Первый выпуск увидел свет во Франции в 1970 году; с тех пор журнал ежемесячно выпускается в 12-ти странах.
«Путь к себе» «Дорог много, но путь один» - такое кредо взял себе популярный журнал по психологии, который носит название «Путь к себе». Это современное издание является отличным путеводителем в психологических основах личностного роста; оно дает профессиональные рекомендации по достижению счастья и успеха в жизни, раскрывает возможности эзотерических практик и познавательных путешествий.
«Консультативная психология и психотерапия» «Консультативная психология и психотерапия» — авторитетный специализированный журнал, основанный в 1992 году, который освещает теорию, практику и методологию психологии в целом, и различных ее разделов в частности. Так же издание затрагивает многие смежные дисциплины.

Адаптации детей с различными дефектами в развитии путем коррекции и компенсации недостатков развития.Коррекция. Компенсация функции

Автор: Кривонос Г.А.

Что такое дефект? С помощью чего проходит адаптация детей с различными дефектами развития? .

Дефект (лат. defectus - недостаток). Наличие того или иного дефекта еще не предопределяет аномального развития. Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к дефекту развития, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы. Дефекты такого рода не нарушают общения с окружающими, не мешают овладению учебным материалом и обучению в массовой школе. Следовательно, эти дефекты не являются причиной аномального развития. .

Адаптация - это приспособление человека к окружающим условиям. Адаптация человека имеет два аспекта — биологический и психологический.

Рассматриваемая в психофизиологии адаптация органов чувств (например, темновая адаптация) — это частное проявление биологической адаптации, которая включает все направления приспособления организма к устойчивым и изменяющимся условиям среды (температуре, атмосферному давлению, влажности, освещенности и другим физическим условиям), а также к возникаю¬щим изменениям в организме (заболеванию, потере какого-либо органа или ограничению его функций).

У животных адаптация к этим условиям осуществляется лишь в пределах внутренних возможностей регуляции функций организма, человек же использует многочисленные вспомогательные средства, к которым относятся строения, одежда, средства передвижения, оптическая и акустическая аппаратура и др. Так, при недостатках зрительного восприятия используются средства оптической коррекции (очки и другие приспособления), при недо¬статках слуха — индивидуальные слуховые аппараты и т.д. Психологический аспект адаптации — приспособление человека как личности к существованию в обществе (в микро- и макро-социальной среде) в соответствии с требованиями этого обще¬ства и собственными потребностями, мотивами и интересами.

Пси¬хологическая адаптация происходит путем усвоения норм, пра¬вил и ценностей общества, в котором он живет (как в широком смысле, так и в более узком, включая образовательное учрежде¬ние, где учится ребенок, класс, семью). Основными проявлениями психологической адаптации человека следует считать взаимо¬действие с окружающими людьми (в том числе общение с ними) и активную деятельность.

Основными средствами психологической адаптации являются воспитание, образование, а также трудовая и профессиональная подготовка. Психологическая адаптация происходит при всех существенных изменениях условий жизни человека: «домашний» ребенок, попа¬дая в детский сад, должен адаптироваться к новым условиям, поступление в школу снова требует приспособления к совершенно иной ситуации, так же как и продолжение образования после шко¬лы или начало самостоятельной трудовой жизни. Необходимость адаптации возникает и при различных изменениях в микросоциу-ме — семье: развод родителей, смерть кого-либо из близких созда¬ют новые условия, к которым необходимо приспосабливаться. Постоянно происходят адаптационные процессы в органах чувств: изменения освещенности, появление интенсивных звуков и т.д. вызывают в качестве приспособительных реакций повыше¬ние или снижение чувствительности анализаторов. Не всегда приспособление к новым условиям проходит просто и «гладко», иногда возникают резкие психологические ситуации нарушения и неадекватные поведенческие реакции. Происходит так называемая дезадаптация. Состояние дезадаптации у детей с недостатками развития возникают легче, чем у нормально разви¬вающихся, а процессы адаптации протекают медленнее. Своеобразие адаптационных процессов при нарушениях раз¬вития характеризуется как недостатками определенных функциональных систем, вызванными органическими повреждениями ана¬лизаторов или центральной нервной системы, так и проявления¬ми некоторых общих закономерностей нарушенного психического развития. Из таких закономерностей наибольшее влияние на процесс адаптации оказывают трудности взаимодействия с окружающими людьми и замедленная скорость приема и переработки информации. Своеобразие наблюдается и в процессе адаптации органов чувств, функции которых частично нарушены. Например, при слабовидении, вызванном некоторыми дефектами зрительного ана¬лизатора, процесс темновой адаптации замедлен, а при других формах, напротив, ускорен (В.И.Лубовский, 1964), при сниже¬нии слуха вследствие повреждения клеток кортиева органа на¬блюдается феномен неравномерного нарастания громкости (рекрутмент), в результате чего звук, не достигающий болевого поро¬га нормально слышащих, вызывает резкие болевые ощущения. Уменьшение трудностей адаптации и максимально возможное приближение психического развития аномальных детей к нормаль¬ному (так называемая нормализация) достигаются путем коррек¬ции и компенсации недостатков развития [2].

Коррекция в современном понимании — это преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития посредством различных психолого-педагогических воздействий. В отечественной дефектологии термин «коррекция» («педагогическая коррекция») впервые был применен В.П.Кащенко по отношению к детям с отклонениями в поведении. Затем он был распространен на умственно отсталых детей. Основное содержание деятельности вспомогательной школы определялось как коррекционно-воспитательная работа. Сейчас коррекционная направленность обучения рассматри¬вается как один из основных принципов работы всех специальных образовательных учреждений.

Компенсация функции (от лат. compensatio — возмещение) — восполнение или замещение функций, недоразвитых, нарушен¬ных или утраченных вследствие дефектов развития, перенесен¬ных заболеваний и травм. В процессе компенсации функция поврежденных органов или структур либо начинает осуществляться непострадавшими непосредственно системами путем усиления их деятельности (так называемая заместительная гиперфункция), либо происходит перестройка частично нарушенной функции (иногда с включением других систем). Компенсация является одним из важных видов адаптационных реакций организма [2].

Осуществляя адаптацию ребёнка, родители должны внести определенную коррекцию в организацию детской деятельности и общения с тем, чтобы способствовать развитию наиболее важных черт личности и поведения, так как адаптация детей с дефектами в развитии должна протекать постепенно, что требует верного педагогического руководства, специально организованных занятий с ребенком в семье и не только там, но и в дошкольных специализированных учреждениях. Сегодня успешное функционирование специализированного учреждения становится немыслимым без квалифицированной коррекциионно-развивающей работы, основанной на результатах комплексной диагностики и новых научно обоснованных организационных методических формах деятельности, где учитываются индивидуальные особенности таких детей.

Система коррекционно-развивающего обучения - форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи современной активной помощи детям с трудностями в учении и в адаптации к школе, а также тех детей у которых присутствуют дефекты развития. Эта форма дифференциации возможна при обычной традиционной организации учебно-воспитательного процесса, но более эффективна при создании специальных классов коррекционно-развивающего обучения.

Источники: 1. Практическая психология образования/ Под ред. И. В. Дубровиной . – СПб. – 2004; 2. Специальная психология: Методические рекомендации / Сост. проф. В.В.Деларю. - Волгоград, 2002. - 14 с.

Автор статьи: Кривонос Г.А.

При перепубликации ссылка на первоисточник обязательна! 

Психологические статьи и обзоры

Перейти на Крымский психологический форум

Вернуться на главную страницу


Комментариев пока не поступало!

Оставить комментарий:

Все поля обязательны для заполнения.