Невроз – это неспособность переносить неопределенность. Зигмунд Фрейд

Виды потребностей | потребность : биологическая и социальная

Автор статьи : Кривонос Г.А.

 Потребность - состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития и выступающих источником его активности. Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях и пр., побуждающих человека к деятельности и становящихся формой проявления потребности.

 Если в потребности деятельность по существу зависима от ее предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется как собственная активность субъекта. Поэтому раскрываемая в поведении личности система мотивов богаче признаками и более подвижна, чем потребность, составляющая ее (системы мотивов) сущность.

 Потребности носят объективный, динамический характер, так как складываются под влиянием социально-экономических условий развития общественного производства и уровня материального благосостояния, меняются на каждом конкретном историческом этапе.

Потребности биологические и социальные

 Все многообразие потребностей может быть сведено к двум основным классам:

 - биологические (витальные);

 - информационные (лежащие в основе социальных потребностей).

 Биологические потребности являются легко и быстро насыщаемыми. Регулирующая функция биологических потребностей ограничена, так как они определяют поведение в сравнительно небольшие отрезки времени, в течение которого происходит удовлетворение потребностей. Если бы животное или человек действовали под влиянием только этих потребностей, то их активность была бы очень ограниченной.

 Информационные потребности (к ним относятся и познавательные, и социальные) являются не насыщаемыми или значительно менее насыщаемыми по сравнению с биологическими потребностями. Поэтому их регулирующая функция по отношению к поведению человека является неограниченной.

 Биологические потребности имеют индивидуалистический, эгоцентрический характер, ставят особь в конкурентные, враждебные отношения с другими особями. Информационные потребности, как правило, не ведут к возникновению конкурентных отношений между людьми. Удовлетворение информационной потребности за счет какого-либо объекта никак не сказывается на самом объекте. Эта потребность имеет вторую сторону: поделиться информацией с другими людьми.

Иерархия потребностей

 А. Маслоу выстроил иерархию мотивов по степени их близости к удовлетворению витальных потребностей. В основе иерархии лежит необходимость поддерживать физиологический гомеостаз; выше – мотивы самосохранения; далее – уверенность, престижность, любовь. На вершине иерархии – познавательные и эстетические мотивы, ведущие к развитию способностей и самоактуализации личности.

 Иерархия фундаментальных потребностей (по А. Маслоу):

 - физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.);

 - потребность в безопасности (стабильность, порядок);

 - потребность в любви и принадлежности (семья, дружба);

 - потребность в уважении (самоуважение, признание);

 - потребность в самоактуализации (развитие способностей).

 Формирование потребностей

 Существуют три этапа формирования потребностей личности:

 Первая стадия формирования потребности - это ла¬тентная стадия развития мотивации.

 Вторая стадия формирования потребности — неосознаваемая модальность нужды (мотивации).

 Третья стадия — стадия осознания потребности.

 Наиболее отчетливо это показано в работе В. М. и И. В. Ривиных (1978) на примере развития у мужчин полового влечения как потребности. Авторы пишут, что возникновение половой потребности обычно связывается с моментом ее осознания в качестве специфического влечения. Предшествующий же этап ее развития (как органической потребности) выпадает из поля зрения исследователей, так как пока потребность неощутима и неосознаваемая, она как бы не существует вообще и не влияет на пс¬хическую деятельность. Безосновательность подобных представлений, пишут авторы, видна даже из того, что у испытуемых, уже через полчаса после появления андрогенов, повышается чувствительность специфичных для данной потребности рецепторных зон и наблюдается уменьшение чувствительности всех осталь¬ных (отсюда ясно, что потребность развивается по механизму доминанты), хотя нет еще никаких осознанных переживаний.

 В связи с этим авторы выделяют латентную стадию развитая мотивации (читай — формирования потребности личности), в течение которой происходит специфическая «настройка» чувствительности к внешним раздражителям.
Вторая стадия формирования потребности — неосознаваемая модальность нужды (мотивации). Она характеризуется не как половое влечение, а как ощущение какого-то нового состояния. Испытуемые отмечали усиливающееся чув¬ство непонятной тревоги, двигательное беспокойство или, напротив, вялость, которая описывалась как «приятная истома»; у некоторых проявлялись сосудис¬тые реакции на коже лица и шее. Все это соответствовало первой стадии стресса — тревоге, описанной Г. Селье. На этой стадии энергия мотивации настолько неспецифична, что может стимулировать поведение другой модальности. Испы¬туемые не могли усидеть на месте, становились общительнее (неспецифическая разрядка).

 Третья стадия — стадия осознания потребности. Она характеризуется появ¬лением сексуального влечения. Отчеты испытуемых свидетельствовали о возникновении приятных ощущений в области таза и гениталий, мечтаний и планов сексуального характера, положительных эмоциональных переживаний.

 Очевидно, при социальных потребностях вегетативные сдвиги и эмоциональные реакции менее выражены. Возможно, и стадиальность формирования этих потребностей будет отличаться от вышеописанной. К сожалению,а может и к счастью, вопрос этот практически не изучен [1]

 Источник: Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.- 2000.

Автор статьи : Кривонос Г.А.

При использовании статьи ссылка на сайт обязательна!

 Мэтры психологии

 Перейти на Фото с тренингов,мастер-классов,школ,семинаров

 Вернуться на главную страницу


Комментариев пока не поступало!

Оставить комментарий:

Все поля обязательны для заполнения.