Ты будешь осажден, пока не пожелаешь сдаться и стать самим собой. Фредерик Перлз

Психологические теории воспитания. Проблема устойчивости личности

Автор статьи: Кривонос Г.А.

Методы воспитания, которые используются в детском саду (или другом образовательном учреждении) и семье, отличаются и по сво¬ему набору, и, что особенно важно, по содержанию, а следовательно, по психологической сущности, эффективности воздействия на ребен¬ка. В семейных методах воспитания отсутствует печать преднаме-ренности, свойственная детскому саду, зато наблюдается больше ес¬тественности, обращенности к конкретному ребенку, имеющему свой жизненный опыт, определенные привычки, пристрастия и интересы. В свое время Иоганн Генрих Песталоцци отметил, что семья учит жизни при помощи живого, жизненно нужного, а не придуманно¬го, суррогативного дела, учит делом, а не словом. А слово в семей¬ном воспитании, по мнению великого педагога, только дополнение, и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление, чем когда звучит из уст учителя. Таким образом, в каждой семье, как справедливо говорит из¬вестный отечественный психолог А.В.Петровский, складывается своя, индивидуальная воспитательная система [2]. Так на чём основана воспитательная система, конечно, на теориях воспитания. Откуда идут все истоки? И в чём проблема устойчивости личности? На это всё мы и ответим.

Теории воспитания - это концепции, объясняющие происхождение, формирование и изменение личности, ее поведения под влиянием воспитателя. До второй половины 20 века была широко распространены теории воспитания, согласно которым личностные качества человека передаются по наследству, под влиянием условий жизни мало меняются. Поэтому, по крайней мере, часть характеристик личности воспитанию не подлежит. Так считали, например, З. Фрейд, Э. Кречмер, У. Макдауголл. Такие теории называют биогенетическими.

Второй группой теорией воспитания являются социогенетические теории. Авторы этих теорий утверждают, что все, что есть личностного в человеке, возникает при его жизни под влиянием социальных условий и в принципе поддается воспитанию, начиная от темперамента и заканчивая нравственными чувствами. Их недостатки: 1) некоторые свойства личности не могут быть воспитаны (например, темперамент), т.к. они определяются генотипом (для темперамента - врожденными свойствами нервной системы); 2) из психиатрии и психопатологии известно, что существует связь между болезненными состояниями организма и изменениями в психологии личности больного человека. Например, при истерии и шизофрении наблюдаются существенные изменения в эмоционально-мотивационной сфере личности больного, которое никаким воспитанием не компенсируешь. Это распространяется на наркоманию, хронический алкоголизм и ряд психосоматических заболеваний.

Ряд теорий воспитания носят промежуточный, компромиссный вариант двух групп теорий, рассмотренных выше. Согласно им, функционирование и развитие личности зависит как от биологических, так и социальных факторов. Сторонники этих теорий отводят воспитанию значительную, хотя и ограниченную роль.

Психологические теории воспитания различаются по тому, какие психологические свойства человека в них подчеркиваются. Например, есть группа теорий, предметом исследования в которой выступают характер человека, черты личности и т.д.

Считается что, однажды сформировавшись (в раннем детстве), базисные черты личности в дальнейшем почти не изменяются и чем старше ребенок, тем меньше у него вероятности для воспитания соответствующих личностных черт.

Что же касается вторичных черт (возникающих и формирующихся позже), а тем более - высших черт духовного и мировоззренческого характера, выступающих в форме моральных и социальных установок, то с их воспитанием связываются большие надежды.

Утверждается, что их можно воспитывать у человека в течение всей жизни, но для этого необходима специальная практика.

Своеобразно решается вопрос о воспитании личности необихевиористами. Например, Б. Скиннер и его последователи считают, что с помощью специальной техники поведенческого научения, основанной на разумном использовании поощрения за положительные и наказания за отрицательные реакции, можно преобразовать личность в любом возрасте в нужном направлении. Отечественные же психологи считают, что уже в старшем школьном возрасте для личности характерна относительно устойчивая система нравственных убеждений, жизненных целей и перспектив [1].

Именно от того как мы воспитываем будущее поколение зависит и наша жизнь. То как мы прививаем детям любовь к прекрасному, братьям нашим меньшим, к природе, воспитывает в них чувство ответственности за происходящее вокруг. Именно от нас зависит, то каким вырастет наш ребёнок. Мы с вами сегодня делаем выбор, а завтра получаем результат. Поэтому будьте внимательны выбирая ту или иную теорию воспитания. Слушайте не только науку, но и своё сердце.

Источники: 1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968; 2. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М, 1999. - 232 с

Источники: 1. Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.– М, 1999. – 624 с.

Автор статьи: Кривонос Г.А.

При перепубликации ссылка на первоисточник обязательна! 

Психологические статьи и обзоры

Перейти на Крымский психологический форум

Вернуться на главную страницу


Комментариев пока не поступало!

Оставить комментарий:

Все поля обязательны для заполнения.