Нет проблем, есть неприятные решения. Эрик Берн

Рассматривая предмет данной темы, следует отметить, что рассуждения должны идти по линии обзора самой структуры личности. Из этого следует, что необходимо учесть темперамент, характер, эмоции, мотивацию, направленность и волевые качества.

Итак, темперамент. Конечно же, данному составляющему нельзя уделить ключевую роль, но определённое сочетание свойств темперамента, которое проявляется в познавательных процессах, действиях и общении, определяет его индивидуальный стиль деятельности. Из этого следует, что у человека, занимающегося педагогической деятельностью должен быть весьма скоростной темп работы и продуктивность познавательных процессов, таких как внимание, мышление, память, в особенности. Желательно, чтобы педагог мог следовать критериям активной работы. Учитель должен быть сдержан и терпелив, в особенности важно контролировать себя в состояниях расстройства, гнева; стараться не вымещать зло и не показывать свое плохое настроение другим. Одним словом, обладать сдержанностью, взяв его из меланхолического типа. Из холерического следует взять способность быстро успокаиваться в ситуациях, которые плохо поддаются контролю. Флегматический стиль в деятельности педагога должен характеризоваться постоянством и заинтересованностью в работе. Педагог – это человек, постоянно взаимодействующий с совершенно разными категориями людей; это и, в первую очередь, его ученики, коллеги, начальство, а так же родители воспитанников, в состав которых, как правило, входят люди из разных слоев общество. Все это говорит о том, что педагог должен обладать огромным набором умений коммуникации, т.е. уметь находить подход к каждому человеку, независимо от его социального положения, что характеризует сангвинистический темперамент.

Что касается эмоций, то однозначно сказать нельзя. Педагог должен чувствовать когда и как лучше проявлять свои эмоции, а когда стоит отказаться от их вынесения на всеобщее обозрение.

В характере педагога должны присутствовать такие черты, которые бы детерминировали его в выборе целей деятельности (рациональность, расчётливость, точность и т.п.). Например, он должен четко определить для себя стиль своей деятельности: авторитарные, демократический или либеральный, либо же, их комбинация. При этом грамотный педагог должен ясно осознавать, что невозможно предвидеть всех ситуаций в процессе работы, и поэтому ему придётся менять стиль ситуационно в зависимости от текущих условий. Необходимо развивать в себе настойчивость и целеустремленность, спокойствие, сдержанность, переключаемость. Работа педагога, как уже было сказано, тесно связна с другими людьми, при чем он постоянно находится в непосредственных контактах с ними. Именно по этому нужно обратить особое внимание на качества людей-экстравертов. Крайне важно уметь понимать человека и находить с ним общий язык, а порой даже вникать в его проблемы, и не только касаемые учебного процесса.

Очень важны мотивация, направленность и волевые качества, как внутренний побудительный сознательный механизм. Ведь очень важно уметь заставить себя делать что-либо, когда этого совсем не хочется. Особенно в педагогической деятельности, например, во время конфликтов с учениками, родителями или коллегами и начальством. Здесь так же следует упомянуть о целях, намерениях, мотивах педагогической деятельности. А так же о интересах, ведь у педагога всегда должен быть активен познавательный интерес, как признак постоянного профессионального роста и высшей активности практикующего преподавателя. Просто необходимо стремление к активности, общению с людьми и постоянному самосовершенствованию.

Все выше рассмотренные аспекты вполне применимы к любой области педагогической деятельности, будь то педагог в школе, ВУЗе, исправительном учреждении – не важно. Основные качества, которые я описала, вполне подходят для любого педагога, действующего в любой сфере педагогической науки, особенно практикующей. И очень важно развивать их, т.к. они будут полезны не только в профессиональной деятельности, но и в повседневно жизни.

Таким, на мой взгляд, в синтезе всех этих качеств и должен выступать педагог нового времени.

Но смотря на положение вещей трезво и рационально, нужно понимать, что следовать всем этим критериям всегда и везде практически невозможно. Ровным счетом так же, как и не представляется возможным предугадать все ситуации, которые могут возникнуть в процессе работы педагога. Плюс ко всему, не всегда можно справиться с наличными непредвиденными ситуациями. По этому, педагог должен хотя бы уметь не переносить свою личную жизнь за пределами его профессиональной деятельности на своих коллег, учеников и т.п.

Всё это очень сложная и разветвленная система, и как бы то ни было, человек, посвятивший или собирающийся посвятить свою жизнь преподаванию, должен понимать всю сложность деятельности и ответственность, возлагаемую на него. И, исходя из этого, стараться развивать в себе наилучшие из возможных профессиональных качеств.


Комментариев пока не поступало!

Оставить комментарий:

Все поля обязательны для заполнения.