Ты будешь осажден, пока не пожелаешь сдаться и стать самим собой. Фредерик Перлз

Новый журнал!

Psychologies Журнал «Psychologies» представляет собой одно из самых популярных и тиражируемых изданий по психологии в Европе. Первый выпуск увидел свет во Франции в 1970 году; с тех пор журнал ежемесячно выпускается в 12-ти странах.
«Путь к себе» «Дорог много, но путь один» - такое кредо взял себе популярный журнал по психологии, который носит название «Путь к себе». Это современное издание является отличным путеводителем в психологических основах личностного роста; оно дает профессиональные рекомендации по достижению счастья и успеха в жизни, раскрывает возможности эзотерических практик и познавательных путешествий.
«Консультативная психология и психотерапия» «Консультативная психология и психотерапия» — авторитетный специализированный журнал, основанный в 1992 году, который освещает теорию, практику и методологию психологии в целом, и различных ее разделов в частности. Так же издание затрагивает многие смежные дисциплины.

Статья опубликована:
Фриндте В., Келер Т.
Публичное конструирование Я в опосредованном компьютером общении
// Гуманитарные исследования Интернета/ под ред. А.Е. Войскунского. М., 2000. С. 40-54.
Перевод Анастасии Жичкиной

«Когда мы делаем шаг через экран в виртуальное сообщество,
мы реконструируем наши идентичности с той стороны зеркального стекла.
Эта реконструкция ? наша развивающаяся культурная работа»
(Turkle, 1995, p. 178).

Контекст наших размышлений:
мы живем в находящемся под влиянием компьютера обществе-театре
или в находящемся под влиянием компьютера обществе коммуникаций?


Индивидуальное присутствие в виртуальном пространстве ? это фон опосредованного компьютером общения. Самопрезентация, таким образом, становится наиболее важной предпосылкой для того, чтобы начать опосредованное компьютером общение с другими людьми ? и для того, чтобы контролировать процесс общения, опосредованного компьютером.

Существует, по меньшей мере, семь возможностей, которые пользователи CMC могут использовать для их собственной самопрезентации и для того, чтобы идентифицировать других пользователей (см. также Doring, 1997).

1. Адреса электронной почты: во многих опосредованных компьютером взаимодействиях ими можно снабдить послание; иногда они даже прикрепляются автоматически.
2. Имя пользователя или реальное имя: обычно пользователи электронной почты, списков рассылки или телеконференций используют свое реальное имя.
3. Псевдонимы: в IRC или в MUDs псевдонимы часто применяются для того, чтобы идентифицировать каждого пользователя.
4. Подписи: послания по электронной почте часто оканчиваются электронной визитной карточкой, которая включает членство в определенной организации, профессию, ученую степень, личный адрес и т. п.
5. Личные домашние странички: «если мы считаем домашнюю страничку неподвижной метафорой Я, то ее оформление явно постмодернистское» (Sh. Turkle, 1995, p. 259).
6. Самооописания: в MUD существует возможность описания своего сетевого персонажа с помощью символов, характеристик и т. д.
7. Избранные самопрезентации: в текст-основанной CMC пользователи в особенности имеют возможность проявить собственный индивидуальный стиль с помощью слов и символов (шуток, смайликов и т. п.).
Существует множество различных философских, социальных и психологических рассуждений о мотивах, целях и последствиях подобных созданий и презентаций сетевой идентичности и о так называемых «играх с идентичностью» в CMC. Однако, эмпирические подтверждения этих рассуждений являются одновременно эпизодическими и противоречивыми. Вот несколько примеров: Craig Brod (1984) описывает «антисоциальную компенсацию социальных отношений», Jean Baudrillard (1987) критикует «промискуитет в Сети»; Josef Wehner (1996) утверждает, что «принятие роли» в CMC невозможно, а презентация идентичности в Сети представляется ему очень искусственной; для Haya-Bechar-Israeli «игры с идентичностью» ? результат «высокой степени осознания ограничений самовыражения в этой особой среде» (Bechar-Israeli, 1995); Elizabeth Reid (1995) также рассматривает позитивные аспекты игр с идентичностью как часть виртуальной культуры; Sherry Turkle пишет: «Интернет становится важной социальной лабораторией для экспериментов с созданием и реконструкцией Я, что характеризует жизнь в постмодернистском обществе». Howard Rheingold (1994) описывает суть повседневной коммуникации в Сети следующим образом: в виртуальных сообществах люди делают все то же самое, что делают люди в реальной жизни. Но при этом их тела находятся вне взаимодействия. В виртуальном пространстве физически нет того, кого можно поцеловать, и нет того, кто бьет вас кулаком в нос (Rheingold, 1994, p. 14).

Другими словами и в более философских терминах: живем ли мы в находящемся под влиянием компьютеров обществе-театре (Jean Baudrillard говорит об обществе симуляции (Baudrillard, 1990) или в находящемся под влиянием компьютеров обществе-коммуникации (в понимании Munch, 1990)?

Мы не склонны давать ответ на этот вопрос. Он является только контекстом для наших рассуждений.

Самопрезентация в Сети и поиск проблем исследования.


Для того, чтобы найти эмпирическую основу оценки этих утверждений, мы начали наше исследование с анализа 45 личных домашних страничек, размещенных на сервере университета в Джене, Германия. Личные домашние странички представляются нам превосходным примером самопрезентации в Интернете.

Домашние странички различаются по сложности структур гипертекста. Возникает вопрос: каковы мотивы столь различной самопрезентации на домашних страничках?

С помощью неструктрированных интервью с дизайнерами домашних страничек мы установили, что на самопрезентацию в Сети влияют 4 фактора:

1. Опыт взаимодействия с компьютером и опосредованного компьютером общения.
2. Аудитория, которой адресована данная домашняя страничка.
3. Степень самосознания владельца странички. Самосознание может зависеть от собственных мыслей, планов, чувств (личное самосознание), в противоположность публичному поведению (публичному самосознанию).
4. Идентификация с определенной социальной группой/ категорией пользователей компьютера (социальная идентичность).
Эти 4 фактора также отражены в эмпирических исследованиях опосредованного компьютером общения. Однако, у нас недостаточно времени для их обсуждения в данный момент. (Martin & Nagao, 1989; Lautenschlager & Flaherty, 1990; Booth-Kewley, Edwards & Rosenfeld, 1992; Kiesler & Sproull, 1992; Walther, 1992, 1995; Matheson & Zanna, 1989; Spears & Lea, 1992; Reicher, Speqrs & Postmes, 1995).

Мы начинаем наше исследование с трех вопросов:

1. Изменяется ли самосознание пользователей CMC в зависимости от степени присутствия других пользователей CMC и опыта СМС?
2. Изменяется ли социальная идентичность пользователей CMC в зависимости от степени присутствия других пользователей СМС и опыта СMC?
3. Являются ли самосознание и социальная идентичность пользователей CMC факторами, определяющими их самопрезентацию?

Процедура исследования.

Нас интересовало создание общей модели самопрезентации в СМС. Поэтому мы проводили наш эксперимент вне специфических сетевых структур (таких, как MUD, телеконференции или IRC). Мы организовали эксперимент, который позволил исследовать самопрезентацию более или менее опытных пользователей в более или менее «публичных» ситуациях.

Испытуемыми были 93 студента и аспиранта университета Джены. Их средний возраст составил 23.0 года, в диапазоне от 17 до 35 лет; 43 из них были мужчинами, 50 ? женщинами.

Независимые переменные.
Мы построили экспериментальный план 3х3. Следующий рисунок демонстрирует несбалансированный план:

Фактор 1: Степень испытываемой СМС ? публичности Фактор 2: опыт СМС
несбалансированный и (несбалансированный) план
(между субъектами)
Ситуация 1: заполнение методик на бумаге (нет присутствия других пользователей CMC) 27 (10) 44 (10) 22 (10)
Ситуация 2: заполнение методик в одиночестве на компьютере (косвенное присутствие других пользователей СМС) 27 (10) 37 (10) 20 (10)
Ситуация 3: заполнение методик на компьютере в группе (прямое присутствие других пользователей СМС) 10 (10) 24 (10) 10 (10)

Переменная, заданная первым фактором ? участие в трех ситуациях. Мы назвали этот фактор «Степень испытываемой СМС ? публичности».
  • В ситуации 1 (заполнение на бумаге) пользователи СМС (93 человека) отвечали по почте на опросник «бумага-карандаш», тестирующий зависимые переменные.
  • В ситуации 2 (заполнение методик на компьютере в одиночестве) (через 3 недели после заполнения опросника на бумаге) те же пользователи СМС (84 человека) заполняли компьютеризованный опросник (в формате HTML) в процессе индивидуального компьютерного тестирования на факультете психологии университета.
  • В ситуации 3 (через 3 недели после заполнения опросника в ходе индивидуального компьютерного тестирования) пользователи СМС снова заполняли компьютеризованный опросник в процессе группового компьютерного тестирования лицом к лицу с другими пользователями.


Комментариев пока не поступало!

Оставить комментарий:

Все поля обязательны для заполнения.