История бисера — как появился и из чего делали раньше

Первые бусины определенно появились у человечества еще в доисторические времена. Первобытные люди делали амулеты из костей и зубов животных. Сначала их основной задачей было защищать человека от злых духов, но с течением времени амулеты приобретали функции украшений. Около 6000 г. до н.э. в Сирии, Ливане, Турции или Египте научились делать стекло, тогда же зародились первые формы кустарного производства бусин-амулетов и торговля ими.
Существует даже легенда, как люди научились делать стекло. Однажды моряки везли из Африки груз обыкновенной соды. Они высадились на ночлег и развели костер, обложив его не камнями, а кусками соды. Наутро моряки нашли в золе прозрачный, очень гладкий и твердый слиток. Это, собственно, и было стекло. Оно быстро получило широкое распространение. Одним из крупнейших центров стеклоделия был Египет, оттуда стеклоделие перешло в Рим, а после развала Римской Империи (395 год нашей эры) — в Византию. Но бисер — собственно тема нашего разговора — появился именно в Египте. Там из стекла стали делать бусы, оплечья и уйму других ювелирных изделий. Постепенно бусинки становились все меньше и меньше размером — появился бисер. Правда, по сравнению с современным бисером египетский можно было назвать гигантским — от полусантиметра до трех, а то и пяти сантиметров в длину. Самую древнюю бусинку нашли при раскопках египетских стовратных Фив. Можно посмотреть на образцы древнеегипетского бисера в Государственном Эрмитаже, в Египетском зале. Правда, бисером его можно назвать только условно, выглядит он, как стеклянные капли, длина которых варьируется от двух до четырех сантиметров.
Финикийцы превратили стеклянные бусины в предмет меновой торговли по всему Средиземноморью. Бусины изготавливали, наплавляя разноцветную стеклянную массу на костяной или каменный стержень и предназначались они, как правило, для украшения облачений умерших и в качестве искупительных даров.
В Африке в рабовладельческие времена за несколько связок бисера можно было купить раба. Бисер наделяли магической силой, приписывая ему свойства оберега.
В Месопотамии бусины не являлись амулетами, а уже служили показателем богатства и принадлежности их владельцев к состоятельным слоям общества.
Кстати, само слово «бисер» произошло от арабского «бусра», что означает бусинки с отверстиями.
В Египте производили бисер, наплавляя стеклянную массу, окрашенную в синий, зеленый или черный цвет, на кусочки кварца. Бусины под названием «Фаянс» ценились очень высоко, их носили фараоны в оправе из чистого золота, считая амулетами.
В III-II вв. до н.э. в Греции изготавливали бусины самых разных форм и расцветок.
В 400 гг. до н.э. самым оживленным центром изготовления бусин и бисера становится Александрия.
В период античности центрами производства стекла, следовательно и бусин, наряду с Египтом и Римом стали мусульманские страны. Но после падения Дамаска в 1401 г. производство стекла в государствах исламского мира постепенно пришло в упадок. Наиболее значительную роль в производстве бусин начинает играть Венеция, мастера которой взяли на вооружение все технические приемы обработки стекла предшествующих поколений. В 1921 г. все стеклоплавильные печи, кроме небольших мастерских по производству четок и обработке драгоценных камней, переместились на остров Мурано, недалеко от Венеции, чтобы уберечь город от пожаров. Жители Мурано как бы образовали собственное государство: свои суд, монета, администрация и посол в Венеции. В 1275 году Сенат запретил вывоз сырья и осколков необработанного стекла — чтобы никто не мог определить состав. Стеклоделы были почитаемы и пользовались неслыханными привилегиями, но за разглашение секретов мастерства к их семьям могли просто подослать наемных убийц. Чтобы стеклоделы не уходили с рабочих мест, им была предоставлена невиданная доселе привилегия — их дочерей можно было выдавать за аристократов, и их внуки становились аристократами. Бежавших стеклоделов возвращали и жестоко наказывали.
В дальнейшем бисер использовался в основном для изготовления четок и для имитации драгоценных камней. Часто было очень трудно отличить настоящий хрусталь от подделок, посему в 1445 г. был издан закон, предусматривающий строгое наказание за подделку для изготовителей и распространителей фальшивых украшений.
Во второй половине XV века (к 1475 г.) зарождаются новые приемы изготовления бусин из полых стеклянных трубок, которые разрезались на мелкие кусочки, затем шлифовались, чтобы придать бусинам округлую форму.
Так появились бисерщики, которые в 1604 г. объединились с производителями хрусталя в Корпорацию мастеров-изготовителей четок и цветного бисера.
В начале XVI в. появился способ обработки стекла, получивший название «над огнем», или «над лампой». При новом способе использовали цельную, а не полую, стеклянную трубку, и изготовлялся бисер над огнем лампы. Этот способ производства позволил получить разнообразные по цвету, форме и размерам бисерины. Венецианский бисер очень высоко ценился и приобрел мировую известность. В XVII-XVIII вв. удалось создать стеклянный бисер, имитировавший знаменитые бусины, изготовленные мастерами из мусульманских стран. Снова был издан закон, запрещающий мастерам открывать свои секреты изготовления стекла.
В 1606 г. в Венеции насчитывалось 251 мастерская по изготовлению стеклянного бисера, в 1764 г. их число было уже 22, а в 1836 г. из-за войны между Францией и Австрией их осталось только 12. После войны производство стекла и стеклянного бисера стало развиваться вновь. В первой половине XIX в. появились первые способы машинного изготовления бисера, вследствие чего украшения стали доступны широким слоям населения. Бисер снова вошел в моду и стал использоваться повсеместно: для изготовления украшений для верхней одежды, отделки подушек, кистей, пуговиц, пряжек и т.п.
В 1898 г. на острове Мурано, куда было перенесено практически все стекольное производство Венеции, размещались 3 крупных стекольных завода по производству бисера.
В конце XIX — начале XX в. к стеклянному бисеру обратились художники стиля модерн, например Тиффани и Эмиль Галле. Сейчас бисер нашел широкое применение у модельеров в отделке женской одежды, интерес к бисеру вновь захлестнул весь мир. Бисероплетение стало одним из видов творчества.

Как и из чего делали бисер

В давние времена бисер делали так: из смеси кварцевого песка или толченого кварца с добавлением щелочи (сода, поташ или селитра, а иногда свинец) и жидкости получали вязкую раскаленную стекломассу. Можно было получить и цветное стекло, для этого в кварц еще перед нагреванием добавляли различные вещества (это могли быть медь, марганец, железо и некоторые другие). В это вязкое месиво рабочие опускали два железных стержня. На их концах собирался стеклянный комок , и дальше рабочие быстро расходились, не выпуская стержней из рук. Их задачей было сделать как можно более тонкий и длинный стеклянный стерженек, прежде чем стекло затвердеет или коснется пола. Такие стерженьки в своих размерах достигали 100 метров в длину, а в толщину они могли быть от 15 до 1 сантиметра. Потом эти стеклянные нити нарезались на куски длиной по 50-100 сантиметров и служили для производства самого старого вида бисера — выдувного крученого.
В первой половине XIX в. производство бисера стало целой отраслью стеклопроизводства и весь процесс механизировался. Машины вытягивали из раскаленного свинцово-щелочного стекла трубки маленького диаметра, которые потом разрезались на кусочки станками, похожими на маленькие гильотины, или каким-нибудь другим способом. Полученный бисер помещали в барабан с мелким песком и прокручивали. В барабан также иногда загружали смесь толченого угля с разными добавками.
Бусы русского производства отличались от всех прочих по многим статьям. Во-первых, изготовлялись они путем навивки и накрутки, а не путем выдувания стеклянных трубок. Кроме этого, состав стекла был отличным от иностранного: оно было свинцово-кремнеземным, иногда с добавлениями калия. И, наконец, цвет стекла был совершенно другим, чаще всего желтым, зеленым, синим, фиолетовым, оливковым или коричневым. Кроме того, в России использовались интересные способы оформления бисеринок: поверхность украшалась цветными нитями разноцветного стекла и стеклянными глазками, обертывалась золотой и серебряной фольгой, по которой наносился рельеф, обертывали сусальным золотом и покрывали дополнительным слоем стекла. Был в ходу и такой прием: поверхность не остывшей еще бисерины покрывали мелкими крошками битого стекла разных цветов.
Вспомним арабское значение слова бисер — «жемчуг». Первоначально именно шитье жемчугом было популярно в России, крайне богатой речками и озерами, где водятся жемчужные моллюски. В России встречался и белый, и черный жемчуг, которые широко использовались еще до бисера. Жемчуг стали комбинировать с бисером, стеклярусом и стразами и потихоньку жемчужное шитье отжило и на смену ему пришло бисерное.
Вышивали бисером и жемчугом следующим образом — пришивали бисерные нити по заранее намеченному узору. Контур рисунка подчеркивали черным бисером, а лица вышитых персонажей, как ни странно, писали масляными красками. К тому времени, как бисер в России почти полностью заменил собою жемчуг, существовал такой выбор русского бисера: молочно-белый, тусклый зеленый, желтый, красный и черный.

бисер

Бисер и стеклярус в России до XVII века

Появление бус на Руси относится к далекому прошлому. Но свое современное наименование они получили относительно недавно. В толковых словарях XV-XVII вв. словом бисер обозначали жемчуг. Только во второй четверти XVII века в письменных источниках упоминается цветной, т.е. стеклянный бисер. Термин же «стеклярус» возник несколько позднее. До XVII века было популярно другое название этого типа бус — «одекуй». Название стеклярус появилось только в XVII веке и сохранилось до наших дней. В XVII веке бисер и одекуй играли немалую роль в меновой торговле русских с народами Сибири. Что интересно, так это то, что бисер тогда, как и в наши дни, отмерялся по весу, а вот одекуй — штучно…
Долгое время в украшении русского средневекового костюма самую большую роль играл жемчуг — как мелкий речной, так и крупный привозной. Из него делали ожерелья и браслеты, им же вышивали отдельные детали одежды. По сравнению с жемчугом бисер и стеклярус ценились невысоко: ими украшали свою одежду лица незнатные. Бисерные отделки существовали, но в значительно меньших количествах, чем жемчужные. Употребляли бисер средние слои населения, жемчуг — аристократы, дворяне, а крестьяне бисера практически не знали.
В XVII веке бисер и стеклярус используются более разносторонне. Они проникают во все сферы жизни, ими вышивают, ими украшают абажуры, ижи же выполняют оклады для икон, вяжут крючком и спицами, они проникают даже в оформление интерьеров. В начале XVIII века происходят изменения всего уклада русской жизни. Новые западно-европейские художественные течения проникают и в жизнь России, используются новые решения, привлекаются новые, нетрадиционные материалы. Где-то к середине XVIII века относится появление первых бисерных и стеклярусных панно. Крупные вышивки целиком покрывали стену, заменяя обивку. В XVIII же столетии, но уже во второй половине в изделиях из бисера начинают прослеживаться мотивы народного искусства. Бисер в России приобретает все новых и новых почитателей. Светские дамы, мещанки, купчихи и богатые крестьянки — все пробовали свои силы в работе с бисером. Немалое количество вещей выходило из рук мастериц помещичьих мастерских и монастырей. Хотя не только мастериц — мужчины тоже занимались этим видом рукоделия, и это не считалось зазорным. Но крепостным мастерам не была предоставлена свобода творчества — все ответственные участки на изделиях обычно хозяева вышивали сами, а крепостным была доверена только вышивка фона.
Сюжеты для вышивок и других бисерных работ того времени диктовались господствовавшими в то время в литературе стилями: сентиментализмом и романтизмом. Поэтому в основном изображались всевозможные пейзажи с руинами, урнами и прочими тому подобными вещами. Были также популярны «восточные» или «китайские» сценки, иллюстрации к сентиментальной или романтической литературе.
Во второй половине XIX века интерес к бисерным изделиям затухает и проявляется уже только в XX столетии.

Фабрика М.В.Ломоносова
Увлечение бисерно-стеклярусными работами в XVIII веке в России сыграло определенную роль в налаживании отечественного производства этих материалов на фабрике М.В.Ломоносова в Усть-Рудице под Петербургом.
Первую свою продукцию фабрика выпустила в 1755 году: «бисеру около одного пуда, затем что еще ученики не привыкли скоро делать […] стеклярусу […] 20 фунтов».
Начало процессов производства осуществлялось у большой, малой и трех финифтяных печей, где стеклянная масса варилась и из нее вытягивались трубочки различного диаметра. Трубочки при помощи специального приспособления разламывались на куски. Эти мелкие бусинки перемешивалимсь с толченым углем, каолином или с их смесью, ссыпались в металлические сосуды и помещались в специальную, созданную Ломоносовым «бисерную печь». Оставаясь в печи некоторое время, бисер под воздействием высоких температур оплавлялся. Стеклярус не требовал второй операции и получался путем резки трубочек на куски. В первые годы работы фабрики отсутствовали машины и механизмы, позволяющие получить хорошо обработанные бусы, и Ломоносов сам занимался усовершенствованием старых и изобретением новых технологий производства. Только в 1760 году он доложил о сыскании способа делать бисер, чтобы он был «ровен, чист и окатист». Но полностью удовлетворить потребности внутреннего рынка фабрика не могла. Производство задерживалось отсутствием квалифицированной рабочей силы, параллельной выплавкой смальт и выполнением мозаичных работ для Петропавловского собора в Петербурге, поглощавшие основную массу средств и требовавшие неусыпного внимания. Вскоре после смерти Ломоносова, в 1766 году, фабрика прекратила свою деятельность.
За все годы работы фабрики с 1755 года по 1766 год было выпущено не более ста пудов стекляруса и несколько сот пудов бисера. Ввезенные из за границы за это время материалы исчислялись в тысячах пудов.

Стеклярусный кабинет в Ораниенбауме
Одним из наиболее интересных памятников стеклярусного шитья, относящимся к художественному оформлению интерьера, является серия из 12 панно, украшающая стены Стеклярусного кабинета Китайского дворца в Ораниенбауме. Долгое время считалось, что эти панно выполнены во Франции, т.к. надпись «de Chene» на одном из них читалась, как фамилия мастерицы или владелицы мастерской во Франции, и авторами рисунков для вышивок считались также французские художники. Но в материалах Центрального государственного исторического архива были обнаружены новые сведения о создании стеклярусных панно Ораниенбаума. Как оказалось, де Шен — актриса французской труппы, работавшая при русском дворе в 1750-х годах. После отъезда труппы в 1761 году осталась в России, занималась организацией вышивальной мастерской и обучением русских вышивальщиц. В этой мастерской работали лучшие русские вышивальщицы-золотошвеи. Таким образом, панно были выполнены руками русских мастериц, и являются одним из первых образцов стеклярусного шитья, созданного в России по французскому типу.
Рисунки панно Стеклярусного кабинета типичны для европейского декоративного искусства того времени. Они созданы в так называемом «китайском» стиле, подражающем китайской орнаментике. Рисунки нигде не повторяются в деталях, фон каждого панно переливается и мерцает, а узор их шитья выделяется глубокими насыщенными тонами.
На Руси бисер был известен ещё с давних времён. Уже во времена Киевской Руси в кустарных стекольных мастерских делали не только стеклянные бусы,но и бисер. Он получил хождение наряду с жемчугом, который особо любили на Руси. В 1752 году М.В. Ломоносов учредил мастерскую для изготовления бисера. В каждой местности были свои традиции. Украшения из бисера носили каждый день или только в праздник, до старости или только в молодые годы. С 30-х годов XIX века в городах увлечение бисером стало ослабевать. Активный интерес к бисеру возрождается с 60-х годов нашего столетия. Появляются новые элементы техники и работы с использованием как старинных рисунков и орнаментов, так и вновь созданный.
В России бисер носили в основном крестьяне. Мастерицы низали из жемчуга, бус, бисера и стекляруса ажурные воротники, пояса, сережки и другие украшения. Чтобы изделия были прочнее, их нашивали на холст, на шерстяные и на шелковые ленты. Низали украшения вручную или ткали на специальном станочке, набирая бисеринки на суровую нитку, конский волос или тоненькую проволочку. Яркие красочные узоры создавали из чередований бисеринок разного цвета. Носили по одному украшению или сразу несколько. Чем богаче была крестьянская невеста, тем богаче был на ней убор.
Уже в 9 веке в Киеве работали стекольные мастерские, а в 12 веке появились первые стеклянные бусы. В 17 веке были построены стеклодельные заводы, куда приглашались из-за границы немецкие и венецианские мастера.
При Петре I в Россию бисер привозили из-за границы, хотя он и уделял большое внимание стеклоделию. При жизни Ломоносова фарфоровый завод, который он открыл недалеко от Петербурга, тоже выпускал бисер, стеклярус и стекло для мозаик. Из смальты Ломоносовского завода выполнен мозаичный портрет Петра Первого, который можно увидеть в Эрмитаже. Ломоносов вообще очень интересовался стеклоделием и даже написал поэму — «Письмо о пользе стекла». Некоторые виды бисера и стекляруса, производившиеся на этой фабрике, не имели аналогов за границей. Но после смерти Ломоносова лавочку быстро прикрыли — завод просуществовал всего 10 лет. Еще существовал металлический бисер, но он был менее популярен из-за большого веса.
В каждой местности изделия из бисера имеют свои названия и узоры. В Белоруссии изделия из бисера называются горлячками и пляценками, в России — цепочки, фенечки, колье, гайтаны, герданы и просто фенечки. Кроме того, из бисера делают: заколки для волос, броши, кольца, тканые нарядные пояса для платьев, Серьги, подвески, забавные игрушки из остатков, тесьму и шнуры, чтобы декорировать одежду, воротники, жабо, цветы… Всего не перечислишь.

Виды и расцветки бисера в XVIII-XIX вв.

В XVIII веке употреблялся бисер неровной, неправильной формы. Существовало большое различие в размерах бус. В одном и то же предмете мы находим бисер диаметром 0,5 мм и крупные бусины, диаметр которых достигает 4 мм. В самом конце XVIII столетия встречаются изделия, выполненные из очень мелких сортов бисера, но также неровной формы. Обычно бисеринка XVIII века представляла собой цилиндр с закругленными, оплавленными краями. Так же, как и бисер, стеклярус XVIII столетия отличался большим разнообразием размеров бусин как по длине, так и по диаметру. Он вырабатывался в виде цилиндрических трубочек без огранки.
В первой половине XIX века бисер имел небольшие размеры, правильную, хорошо окатанную форму. Преимущественно диаметр бус превышал их длину и составлял в среднем один миллиметр. Бусы многих расцветок были не только круглыми, но и гранеными. Со временем размеры бус увеличивались и уже во второй половине XIX века используются крупные, ровные, округлые бисерины.
Расцветка бус также меняется. XVIII столетие дает ограниченное количество красок — 15-16 цветов. Разумеется, это не означает, что в каждой работе употреблялись все варианты расцветок. Стекло бус было глухим или прозрачным. Интересно, что в это время не пользовались бисером красного цвета, имелся лишь прозрачный малиновый и глухой кирпичный, а черный заменялся темно-фиолетовым. Встречался и необычный молочный с розовыми полосками бисер. Одни и те же по цвету и размеру бусы нередко повторялись на разных вещах. Стеклярус XVIII века в основном повторяет цвета бисера. Очевидно, и те и другие бусы выделывались из одной и той же стеклянной массы и в тех же мастерских, но в стеклярусе найдено не более 12 расцветок.
В первой половине XIX столетия бисер становится настолько разнообразным по своим оттенкам, что их трудно перечислить. Кроме того, в 1820-е годы в работы вводится небольшое количество металлического бисера граненой и круглой формы — медного, позолоченного и стального. С середины XIX века, когда размеры бисера увеличиваются, число расцветок сокращается, но на рубеже XIX-XX столетий, когда вновь появляется спрос на мелкие сорта бус, количество поступающего из-за границы мелкого цветного бисера довольно значительно. Орнаментика этого времени удовлетворяется небольшим набором расцветок. К излюбленным относятся черные граненые бисер и стеклярус, а также мелкий стальной бисер.
Во второй половине XIX столетия кустарная промышленность России выпускает крупные бусы как из цветного, так и из бесцветного стекла с последующей окраской, крупный и мелкий бисер из бесцветного стекла с окраской «золотом» и «серебром» внутренней части бусины — отверстия для нитки.

Кто, как и когда создавал бисерное рукоделие

В отличие от европейских стран, в России практически не было мастерских по изготовлению бисерных изделий на продажу. В Германии целые области занимались бисерным промыслом, а в России вышивали для себя, для подарков или для помещика и его семьи. Мастерские существовали при монастырях, тоже для внутренних нужд, либо небольшие мастерские при помещичьих усадьбах, где крепостные мастерицы занимались рукоделием. Старинная бисерная сумочкаОбычно дворовых девочек 8-10 лет посылали учиться в мастерскую, известную высоким уровнем. Отучившись, девочка возвращалась к своим хозяевам уже опытной мастерицей. Наличие крепостных рабочих рук в какой-то степени обусловило необыкновенно высокий уровень русских бисерных вышивок. Перед помещиком не стоял вопрос об экономической целесообразности выполнения работы, на вышивку затрачивалось столько труда, времени и средств, сколько надо было для получения наилучшего результата. Юрова приводит цитату из описания приданного: «Вот этот чепчик, мой друг, — говорила бабушка, — вышивали две девки ровно полгода… …а вот это пеньюар двенадцать девок вышивали два года, три из них ослепли…».

Однако, использование труда крепостных мастериц не означает, что помещицы сами не участвовали в изготовлении вышивки от замысла до окончательного его воплощения. На многих изделиях, хранящихся в музеях, стоят подписи выполнявших их княгинь, знатных особ и даже особ из царского дома. В Екатерининском Институте девушек обучали всяким видам рукоделия. Домашнее времяпровождение женщин из привилегированного сословия исключало праздность. Коллекции музеев дают основание полагать, что экспонаты бисерного рукоделия — не результат подневольного профессионального труда, а созданы на досуге любителями. Многие из них достигали вершин подлинного мастерства. Русский бисер — главным образом рукоделие дворянских усадеб, и его история связана с этим феноменом нашей отечественной культуры.

Старинная бисерная сумочкаС 20-х годов XIX в. увлечение бисером очень широко распространилось по сельским усадьбам и городам, охватив более широкие слои населения. Занимались бисером не только женщины, но и мужчины. В Тарханах, в доме-музее М.Ю.Лермонтова, хранятся его работы из бисера: оплетенные чубуки и ломберные принадлежности. В этот период крупные работы из бисера встречаются реже, обычный ассортимент — бытовые вещицы: кошельки, сумочки, туфли, шапочки, пояса, кисеты, всевозможные чехлы и чехольчики. Русская литература того времени изобилует описаниями таких сувениров.

Вышивки XVIII в. выполнялись шитьем «в прикреп», при котором нить с нанизанным бисером выкладывалась в соответствии с контуром рисунка и прикреплялась к ткани другой нитью. В ХIХ в. техника шитья «в прикреп» претерпела некоторые изменения: снизки бисера стали набираться из бисеринок разного цвета по счету на один ряд и нашивались на основу параллельно. Стежки в лучших изделиях из мелкого бисера совпадали с переплетением нитей холста и на изнанке были не заметны. Позднее мастерицы перешли к вышивке по клеточкам, аналогичной вышивке крестиком. Основной проблемой во всех бисерных работах было нанизывание бисера. Для этой цели использовали особо тонкие иглы с упругими стенками ушка, сжимавшимися при прохождении через бисеринку, либо расщепленную щетинку. А когда и это не помогало, вощили конец нити и для прикрепления каждой бисеринки сначала нанизывали ее на нитку, потом продевали нитку в иголку, затем иголкой делали стежок, снимали иголку и повторяли все сначала со следующей бисеринкой. Учитывая, что при вышивании одной стороны обычного портмоне используется около 10 000 бисеринок, представьте себе, сколько терпения требовалось для такой работы!

В начале ХIХ в. в качестве основы для бисерных вышивок использовался тонкий холст и сторона клеточки равнялась обычно двум нитям основы. Позже стали использовать бумажную канву, еще позже — обычную нитяную канву. К середине ХIХ в. завершается «золотой век» русского бисера. Занятие, столь популярное некогда, становится уделом патриархальной провинции.

В церковном искусстве бисер тоже претерпел эволюцию. Менялась техника, материалы. Но в церковной среде дольше сохранились традиции «высокого» бисерного искусства.

Старинная бисерные серьгиКроме вышивки, для изготовления бисерных изделий широко применялось вязание крючком и на спицах, первое более распространено и относится, видимо, к более раннему времени. При вязании на нитку нанизывали один ряд бисеринок в соответствии с рисунком, а затем нитка провязывалась так, что при провязывании каждого столбика или петли бисеринки оставались на лицевой стороне. При вязании крючком использовались простые столбики без накида, а при вязании спицами — обычная чулочная вязка. Вязание оказалось удобным при изготовлении подстаканников, круглых кошельков, подсвечников и пр.

Плетение из бисера употреблялось почти исключительно для изготовления народных бисерных украшений и в народном костюме. При этом отмечаются ярко выраженные региональные особенности. Так, в Поволжье и на Русском Севере бисер и бусины стали подменять собой речной жемчуг в украшении крестьянского костюма. Прозрачный или белый бисер различных видов низали так же, как и традиционный материал — жемчуг и перламутровые бусы, плели ожерелья и воротнички, бисерной сеткой оплетали головные уборы, серьги и пуговицы. Для прочности использовали вместо ниток конский волос. Помимо бисера, сходного с жемчугом, был любим и бисер голубых тонов, напоминавший бирюзу.

Традиции северорусского бисера до сих пор сохранены в церковном искусстве, воспринимаясь как подлинно национальные.

В южнорусских губерниях полюбился бисер ярких тонов. Резкие контрастные цветовые сочетания в геометрических орнаментах плетенок — ожерелий, оплечий, сеток — дополняли яркие костюмы крестьянок Брянской, Орловской, Тамбовской и др. областей.

В конце ХIХ в. с расширением деятельности земств, во многих районах при помощи профессиональных художников были созданы кустарные бисерные мастерские. Их обычной продукцией были плетеные и вязанные цепочки, пояски, ожерелья, кошельки, а также сувениры: игрушки и миниатюрные модели бытовых предметов. Подобные изделия имели большой успех на международных выставках в начале ХХ в.

Значительно реже встречаются бисерные картинки и др. изделия, выполненные в технике ткачества. Зато такие изделия были двусторонними и очень красиво выглядели на просвет. Поэтому они часто использовались для экранов к подсвечникам и масляным лампам.

Еще более редкой разновидностью бисерного рукоделия являются картинки из бисера, вдавленного в воск или глину.

Старинный бисерный стаканНапоследок хочу рассказать о людях, сохранивших для нас предметы русского бисерного искусства — о коллекционерах. Искусствоведы начали проявлять интерес к бисеру начиная с конца ХIХ в. Несколько позже стали составляться первые значительные коллекции: Г.Гальнбека, директора Эрмитажа С.Н.Тройницкого, Е.Н.Брюлловой. Большое количество работ было собрано в огромной коллекции Ф.М. Плюшкина. В 1910 г. в Штутгарте состоялась выставка бисерных работ, в которой участвовал Гальнбек. В 1916 г. галерея Лемерсье в Москве устроила на одной из своих выставок отдел бисера. Следующая выставка была открыта в 1923 г. В историко-бытовом отделе Русского Музея, на ней были представлены работы из обширной коллекции Брюлловой. Коллекционировали бисер и всемирно известные художники М.Ф. Ларионов и Н.С. Гончарова. Огромная коллекция была собрана А.К. Пожарским. В годы революции и последующих событий многое было вывезено или утеряно, что-то осело по частным коллекциям. В Эрмитаже, в Русском Музее и многих других сохранилось многое из бисерного наследия прошлых лет, в том числе совершенно уникальные по своей художественной ценности образцы.

_________________________________________________________
Иллюстрации в этой статье: Сумка рубежа XIX-XX вв., сумка Пушкинских времен (датировка Е.С.Юровой, известного специалиста по истории русского прикладного искусства), серьги 1910 г. Из частной коллекции Светланы Пробатовой.
Стакан, оплетенный бисером. Из коллекции Марии Князевой.

Добавить комментарий