История транспорта — автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного

Хронология развития транспорта

Около 4000 г . до н. э. люди научились связывать несколько брёвен, пучков тростника или папируса в плот. Затем начали выдалбливать в брёвнах углубления (чёлн), плавать на кожаных бурдюках, наполненных воздухом, и в плетёных корзинах, обтянутых кожей и пропитанных смолой. В 3000 г . до н. э. стали изготавливать суда из кусков дерева, скреплённых и проконопаченных по пазам и стыкам. Первоначально челны и плоты передвигались по течению с помощью шеста и вёсел. Затем начали использоваться паруса.

Древний Египет

В 5300 — 3500 гг. до н. э. строились папирусные гребные лодки месяцеобразного профиля, широкие, плоскодонные, с малой осадкой. Корпус — плотный мат, сплетённый из стеблей папируса в связках. Нос и корма скреплены канатом, поддерживаемым несколькими невысокими мачтами. На корме — рулевое весло.
В 4000 г . до н. э. — первые деревянные суда (максимальная длина 25—30 м, ширина — 3,5—4 м) из коротких досок (акация, инжир). Мачта снабжена прямоугольным парусом. По бортам — один ряд гребных вёсел.
В 2000 г . до н. э. в качестве материала для строительства судов стали использовать ливанский кедр. Размеры судов: длина 30—40 м, ширина 4—6,5 м. Два рулевых весла на корме.

Древняя Финикия

В 3000—1000 гг. до н. э. строили большие морские суда с низким бортом, высоким носом, прямоугольным парусом, гребными вёслами и палубой. Впервые суда стали подразделяться на военные и торговые. Наибольшая длина судна 30—32 м, ширина 4 — 5 м . На корме — рулевое весло. Строились также рыболовные суда небольшого размера — кумбы.

Древняя Греция

В VIII — VII вв. до н. э, строились суда из дерева. Применялись дуб (киль), акация (шпангоуты), сосна (рангоут), бук (обшивка). Подводную часть корпуса для защиты от воды смолили, покрывали свинцовыми листами; весь корпус красили и натирали жиром. В качестве балласта использовали песок. Защита от волн — холщовый фальшборт. Якоря с каменным или свинцовым штоком и деревянным веретеном.
Торговые суда: длина 20—25 м, ширина 7—8 м, грузоподъёмность 800—1000 т, 1—2 мачты, паруса прямоугольные и/или трапециевидные. Два рулевых весла. Типы торговых судов: лемб, келет, керкур и др.
В V в. до н. э. в Афинах были построены специальные суда для перевозки лошадей.
Военные корабли Древней Греции различались по количеству рядов вёсел: монера, диера, триера, тетрера и т. д. Военный флот состоял главным образом из триер.
Хроники утверждали, что диеру впервые построили в Эритрее, триеру — в Коринфе, пентеру — в Саламине, суда с 6 рядами вёсел — в Сиракузах. Суда с 10 рядами вёсел были у Александра Македонского.
В III в. до н. э. была построена тессаконтера — корабль с 40 рядами вёсел (во флоте Птолемея Филопатора) с корпусом длиной 124 м , шириной 17 м , высотой надводной части борта 22 м .
В Коринфе появились первые бронированные военные корабли — катафракты.

Древний Рим

В середине III в. до н. э. строили военные корабли, которые получали названия от числа рядов вёсел (бирема, трирема, квадрирема, квинквирема и т. д. ). Для борьбы с пиратами служили быстроходные одномачтовые корабли — либурны.
Торговые суда строили из апеннинской сосны (пинии), число мачт — от 1 до 3. Паруса прямоугольные и треугольные (латинские).

Византия

К VIII в. н. э. строили корабли преимущественно с латинским парусом, позволяющим судну идти против ветра. Основа военного флота — корабли-дромоны (прообраз арабских дау). Вспомогательные корабли — памфилы и селандии.
Торговые суда: акатии, усиеры и тариды, отличающиеся друг от друга парусным вооружением.
Византийцами внесены усовершенствования в конструкции рангоута, креплений парусов.
Использовались гребные суда — галеи (галеры).

Северная Европа

В VIII в. н. э. появились военные корабли викингов — лангскиппы, дракары, снеккары, холькеры, и торговые — кнорры и карфы. Имелись малые рыболовные и паромные суда. Все суда обладали хорошими мореходными качествами. Суда викингов послужили прототипами последующих судостроительных конструкций.

Океания и Полинезия

В X — XII вв. н. э. — расцвет судостроения, которое развивалось, начиная с I в. н. э. Характерны суда с 2 корпусами — катамараны — с балансиром, оснащённые парусом и вёслами.

Европа

Период X — XIX вв. характеризуется расцветом парусного флота. В XIX в. самые быстроходные парусники — 3- и 4-мачтовые клиперы — могли развивать скорость до 16 узлов ( 30 км/ч ). Рекорд скорости парусного судна этого типа — 21 узел ( 39 км/ч ) принадлежит чайному клиперу «Катти Сарк».
В 1807 г . в США по проекту Р. Фултона был построен первый речной пароход «Клемонт».
В 1815 г . в России был построен первый морской пароход «Елизавета».
В 1894 г . было построено первое судно с паровой турбиной в качестве главного двигателя.
В 1903 г . на Волге было построено первое в мире дизельное судно (теплоход) — танкер «Вандал» с двигателем внутреннего сгорания.
В 1959 г . в СССР построено первое гражданское судно на ядерном топливе — атомный ледокол «Ленин».

Рельсовый транспорт (хронология важнейших событий)

Железнодорожный транспорт

Локомотив (от лат. locus — «место» и moveo — «двигаю») — тяговая машина, предназначенная для перемещения вагонов по рельсовому пути. В зависимости от рода силовой установки локо­мотивы подразделяются на паровозы, тепловозы, электровозы.
Первые подобия рельсовых дорог появились в Вавилоне около 2000 лет до н. э. Они служили для перевозки грузов на тележках, упиравшихся колёсами в вырытые в земле желобки.
Вплоть до начала XIX в. по чугунным рельсовым путям при помощи лошадей вывозили уголь и руду с шахт и рудников.
В 1801—1803 г г. англичанин Р. Тревитик построил первый паровоз для использования его в шахте.
В 1814 г . английский инженер Дж. Стефенсон построил паровоз, положивший начало железнодорожному транспорту.
В 1825 г . в Англии была открыта первая пассажирская железная дорога.
В 1829 г . английский инженер Дж. Стефенсон построил поезд «Ракета».
В 1834 г . отцом и сыном Е. А. и М. Е. Черепановыми (Нижне-Тагильский завод на Урале) был построен первый в России паровоз. Он мог вести состав весом до 3,3 т со скоростью 16 км/ч .
В 1845 г . в России (Александровский завод, Санкт-Петербург) был построен пассажирский паровоз для маршрута Санкт-Петербург — Москва.
В 1850-е гг. в Европе и Северной Америке возникла сеть железных дорог.
В 1883 г . между Парижем и Стамбулом начал курсировать Восточный экспресс — пассажирский поезд высшего класса.
В середине 90-х гг. XIX в. в США был построен первый электровоз постоянного тока и появилась первая электрифицированная железнодорожная линия.
В 1924 г . в СССР (Сормовский и Коломенский машиностроительные заводы) был построен паровоз серии С у (мощность 1650 л . с. , скорость до 115 км/ч ).
В 1924 г . в Германии завершена постройка первого тепловоза (мощность 1200 л . с. ).
В 1924 г . в СССР по проекту Я. М. Гаккеля был построен первый магистральный тепловоз серии Щ эл -1 (мощность 1000 л . с. ).
В 1926 г . в СССР появилась первая электрифицированная железнодорожная линия с мотор-вагонными электропоездами.
В 1930-е гг. появились паровозы, которые могли развивать скорость до 200 км/ч .
В 1932 г . в СССР (Московский завод «Динамо») был построен первый магистральный электровоз серии ВЛ19. Его скорость не превышала 85 км/ч .
В 1969—1970-х гг. на железных дорогах стали применять вместо постоянного тока переменный однофазный ток высокого напряжения (25 кВ).

Рекорды

Рекордные по длине пассажирские составы появились в 1989 г . в Голландии и в 1991 г . в Бельгии. В 1991 г . длина поезда, состоявшего из 70 вагонов, достигла 1732 м ; в то время как в 1989 г . она составляла 1600 м .
Самые длинные товарные составы регулярно курсировали в Мавритании на участке пути в 650 км (от района добычи железной руды близ города Зверат до крупного порта Нуадибу): 150 вагонов с 18 тыс. тонн руды вели 4 тепловоза общей мощностью 20000 л . с.
В 1967 г . в США (Западная Виргиния — Портсмут) поездом длиной 6 км было перевезено 42700 т угля в 500 вагонах.
В 1986 г . в СССР (Экибастуз — Урал) поездом длиной 6,5 км было перевезено 42000 т угля в 439 вагонах.
В 1987 г . во Франции (Париж — Перпиньян) был поставлен очередной рекорд скорости товарного поезда, перевозившего овощи и фрукты: средняя скорость 160 км/ч .
Рекорды скорости на железных дорогах начали фиксировать ещё в 1903 г . ( 210 км/ч , Германия). В 1950-е гг. рекорд абсолютной скорости серийного электропоезда достиг 331 км/ч (Франция), в 1970-е гг. средняя скорость на больших участках пути составила 200 км/ч (Япония).
В 1980 г , на трассе Париж — Лион средняя скорость составила 260 км/ч , а рекорд абсолютной скорости — 380 км/ч .
В 1988 г . официальное мировое достижение по средней скорости составило 406,9 км/ч (Германия), а вскоре 482 и даже 515 км/ч (Франция).
Скорость современных поездов на магнитной подвеске уже превышает 500 км/ч .

Трамвай и метрополитен

К числу рельсовых видов транспорта относятся также трамвай (от англ. tram — «тележка», «вагон» и way — «путь») и метрополитен (от франц. metropolitain — «столичный»).
Предшественницей трамвая была конка — городская железная дорога на лошадиной тяге. Первые конки появились в Лондоне.
В 1876 г . в России Ф. А. Пироцкий испытал способ передачи электроэнергии прямо по трамвайным рельсам, а в 1880 г . он построил вагон с подвесным тяговым электродвигателем постоянного тока.
В 1881 г . в Берлине была проведена трамвайная линия для электрического трамвая, который получал энергию по третьему дополнительному рельсу, проложенному между двумя ходовыми (такая система энергообеспечения существует сейчас в метро). В настоящее время «питание» трамваев осуществляется через подвесную контактную сеть с напряжением 500—700 В.
В России в 1899 г . был пущен первый электрический трамвай в Москве.
Метрополитен позволяет развить высокую скорость пассажир­ских перевозок ( 45 км/ч ) и обеспечивает высокую пропускную способность (до 50 тыс. пассажиров в час в одном направлении). Линии метро чаще всего строятся под землёй, в специальных тоннелях, или на эстакадах над землёй.
Метрополитен (подземка) появился впервые в Лондоне в 1863 г .
В 1868 г . метро стало действовать в Нью-Йорке.
Старейшие метрополитены в континентальной Европе — Будапештский (работает с 1896 г . ), Венский (с 1898 г . ) и Парижский (с 1900 г . ). Затем метро появилось в Берлине, Мадриде, Барселоне, Афинах, Стокгольме, Токио, Варшаве и других крупных городах.
В 1935 г . метрополитен начал работать в Москве; первая очередь метро насчитывала 13 станций. В настоящее время метрополитен имеется в Санкт-Петербурге (1955), Нижнем Новгороде (1985), Новосибирске (1985), Самаре (1987) и других российских городах.
Метрополитен имеется в Киеве, Тбилиси, Баку, Харькове, Ташкенте, Ереване, Минске и других городах бывших союзных республик.

Автомобили

Автомобиль (от греч. «аутос» — «сам» и лат. mobilis — «движущийся») — транспортная безрельсовая машина, приводимая в движение собственным двигателем.

В 1769—1770 гг. французский изобретатель Н. Кюньо построил трёхколёсный артиллерийский тягач с паровым двигателем («тележку Кюньо»), который передвигался со скоростью 5 км/ч и останавливался каждые 10 мин, чтобы накопить пар. Он послужил прототипом автомобиля и паровоза.

В 90-е гг. XVIII в. проект самодвижущейся повозки разрабатывал русский изобретатель И. П. Кулибин.

В 1862 г . французский изобретатель Э. Ленуар впервые установил на карете двигатель внутреннего сгорания.

В 1876 г . инженер Н. Отго (Германия) впервые применил 4-тактный двигатель внутреннего сгорания с рабочим циклом обеспечивающим максимальную плавность хода автомобиля. Используется до сих пор.

В 1885 г . Г. Даймлер, а в 1886 г . К. Бенц (Германия) начали производство первых самодвижущихся экипажей с бензиновыми двигателями. Одноцилиндровый двигатель в двухместной трёхколесной машине Бенца имел мощность всего 0,9 л . с. , скорость экипажа составляла 15 км/ч .

С 1894 г . выпускался автомобиль «Бенц-Вело» — первый «массовый» автомобиль.

В 1895 г . французские инженеры Панар, Лавассор и Рено усовершенствовали автомобиль: поместили двигатель впереди, использовали вместо цепной передачи вал трансмиссии и изготовили закрытую кабину.

В 1895 г . в Париже состоялась первая в мире автомобильная выставка.

В 1896 г . на заводе в Петербурге инженерами Е. А. Яковлевым и П. А. Фрезе построен первый русский автомобиль. Мощность двигателя этой машины составляла 1,5 л . с. , а скорость — 21 км/ч .

В 1900 г . в Чехии впервые был налажен серийный выпуск грузовых автомобилей «Татра» (грузоподъёмность 2 т, мощность 12 л . с. , скорость 20 км/ч ).

В 1901 г . автомобили начали снабжать регистрационными номерами.

В 1902 г . в автомобиле впервые были применены ремни безопасности.

В 1904 г . впервые была использована карданная передача, а в 1905 г . — дисковые тормоза.

В 1906—1909 гг. Ч. Ролле и Г. Ройс выпустили автомобиль «Ролле-Ройс-40/50» — с 6-цилиндровым почти бесшумным двигателем, названный «Серебряный призрак».

В 1908 г . впервые автомобиль был оснащён электрическими фарами.

В 1908 г . Г. Форд наладил на конвейере производство автомобиля «Форд Т» — первого дешёвого и общедоступного автомобиля.

К 1909 г . большинство автомобилей было оснащено радиатором с фарами по бокам и ветровыми стёклами

В 1914 г . заводы Форда были оборудованы поточными линиями сборки автомобилей.

В 1924 г . — выпущен первый советский автомобиль — грузовик АМО-Ф15. Грузоподъёмность его составляла 1,5 т, мощность 35 л . с. , скорость 50 км/ч .

В 1927 г . на основе модели АМО-Ф15 были созданы военные машины БА-27 с броневой защитой (толщина 4—7 мм).

В 1927 г . появилась первая советская легковая машина производства НАМИ (Москва, завод «Спартак»). Мощность двигателя 18 л . с. , скорость до 75 км/ч .

В 1930-е гг. в Германии появился «народный автомобиль» «Фольксваген-Жук» конструкции Ф. Порше. Автомобили этой модели поставили рекорд длительности выпуска (несколько десятилетий) в неизменном виде.

В 1932 г . в СССР появился первый советский массовый автомобиль, собранный на конвейере Горьковского автозавода — ГАЗ-А (мощность 40 л . с, скорость 90 км/ч ).

В 1936 г . на московском автозаводе им. И. В. Сталина (сейчас — им. И. А. Лихачёва) выпущена первая советская представительская легковая машина ЗИС-101 (8-цилиндровый двигатель, мощность 90 л . с. , скорость до 115 км/ч ).

В 1941 г . начат выпуск вездехода ГАЗ-64 ( 50 л . с. , масса 1,2 т, скорость до 100 км/ч ).

В 2000 г . в мире насчитывалось, по некоторым оценкам, 400 млн автомобилей разных марок и назначения.

Крупнейшие производители автомобилей в мире: «Дженерал моторе» (США), наладивший в разных странах выпуск легковых автомобилей следующих марок: «Бьюик», «Кадиллак», «Шевроле», «Опель», «Воксхолл», «Олдсмобиль», «Исудзу», «Холден», «Понтиак» и др. По количеству выпускаемых автомобилей вслед за «Дженерал моторе» идут «Форд мотор» (США), «Тоёта» (Япония), «Фольксвагенверк» (Германия), «Ниссан мотор» (Япония), «Рено» (Франция), «Пежо-Ситроен» (Франция), «Крайслер» (США), «Фиат» (Италия), «Хонда мотор» (Япония). Все вместе они контролируют 80% мирового рынка автомобилей.

Велосипеды и мотоциклы

Велосипед (от лат. velos — «быстрый», pedos — «ноги») — один из видов экологически безопасного колёсного транспорта.

Около 1790 г . француз граф де Сирвак изобрёл первый деревянный велосипед.

В 1801 г . крепостной кузнец Ефим Артамонов из села Верхотурье на Урале смастерил первый российский велосипед — двухколёсную тележку с педалями и рулём.

В 1808 г . в Париже появился двухколёсный самокат без руля (седок передвигался, по очереди отталкиваясь ногами от земли).

В 1815 г . немец К. Дрез снабдил велосипед рулевым управлением.

В 1850-е гг. Ф. Фишер (Германия) оснастил переднее колесо шатунами с педалями.

В 1885 г . англичанин Дж. -К. Старли сконструировал «безопасный» велосипед.

В 1885 г . немецкий автомобилестроитель Г. Даймлер создал первый мотоцикл, закрепив двигатель на велосипедной раме.

К концу XIX в. велосипед приобрёл современные очертания, у него появились пневматические шины с камерой и покрышкой.

В настоящее время существует множество разновидностей велосипедов — грузовые, с прицепной коляской, почтовые, детские, подростковые, гоночные, тандемы (двухместные) и др.

Водный транспорт

Общие сведения

Судно — это сложное инженерное сооружение, способное передвигаться по воде (надводные суда), под водой (подводные суда) и над водой (суда на подводных крыльях и на воздушной подушке). Суда бывают самоходные (теплоходы, пароходы, газотурбоходы, электроходы, атомоходы) и несамоходные (буксирные, парусные, гребные).

Мореходные качества судов

Плавучесть — способность держаться на воде. Запас плавучести характеризуется объёмом надводной части корпуса судна.
Непотопляемость — способность судна оставаться над водой и не опрокидываться, имея подводную пробоину корпуса.
Остойчивость — способность судна возвращаться в первоначальное положение равновесия (и не переворачиваться) после прекращения действия сил, вызвавших его наклонение.
Ходкость — зависит от формы корпуса и эффективности движителя, а также от того, насколько судно заливается водой при волнении.
Управляемость — способность судна слушаться руля и придерживаться курса.

Размеры судна

Водоизмещение — масса воды, вытесняемой судном.
Вместимость — объём внутренних помещений; выражается в регистровых тоннах (1 регистровая тонна равна 2,83 м 3 ).
Грузоподъёмность — масса принимаемого на борт груза.
Грузовместимость — объём всех помещений для груза.

Подводные лодки

Подводная лодка — боевой корабль, способный погружаться, всплывать и длительное время находиться в подводном положении. Подводные лодки предназначены для уничтожения надводных кораблей, судов и подводных лодок противника, поражения наземных объектов, постановки минных заграждений, транспортировки особо ценных грузов, ведения разведки, высадки разведывательно-диверсионных и десантных групп.
Опыты по созданию подводных лодок проводились в Англии (1620), России (1776), Америке (1776), Франции (1800), Германии (1850). Первое боевое применение подводных лодок имело место в 1864 г . во время Гражданской войны в США.
К началу XX в. во всех промышленно развитых странах велось строительство подводных лодок.
Авторы первых российских подводных лодок: Е. П. Никонов (1724), К. К. Шильдер (1834), И. Ф. Александровский (1866), С. К. Джевецкий (70-80-е гг. XIX в. ), И. Г. Бубнов (1910-1915 гг. ). Строительство первых советских подводных лодок было начато »1927г.
Во время второй мировой войны подводные лодки были одним из основных средств борьбы на море.
Послевоенное проектирование и строительство подводных лодок развивалось в направлении увеличения глубины погружения, подводной скорости, совершенствования оружия, уменьшения шумности. В 50-х гг. XX в. появились подводные лодки с атомной энергетической установкой, способные длительное время находиться под водой и имеющие практически неограниченную дальность плавания.
Подводные лодки 70—80-х гг. XX в. классифицируются по назначению и виду вооружения — ракетные, торпедные, многоцелевые и специального назначения (десантно-транспортные, учебные, научно-исследовательские); по типу энергетических установок — атомные и дизельные (дизель-аккумуляторные).
Надводное водоизмещение атомных ракетных подводных лодок типа «Огайо» (США) достигает 16 600 т, подводное — 18 700 т, скорость подводного хода — 30 узлов ( 55,5 км/ч ) и более, глубина погружения ок. 400 м , вооружение — 24 ракеты. Многоцелевые торпедные подводные лодки типа «Лос-Анжелес» (США) имеют надводное водоизмещение 6000 т, подводное — 6900 т, скорость ок. 35 узлов ( 64,8 км/ч ), глубину погружения 450 м . В состав ВМФ России входят атомные и дизель-аккумуляторные подводные лодки разных типов.

Авиация

Авиация (от лат. avis — «птица») в настоящее время понятие, связанное с полётами в атмосфере аппаратов тяжелее воздуха. В течение сотен лет существовал единственный вид летательного аппарата тяжелее воздуха — воздушный змей.
Кои. XV — Леонардо да Винчи (1452—1519) создаёт чертежи нач. XVI в. «птицелёта»
Кон. 1840-х Английский изобретатель Дж. Кейли построил планер, способный поднять человека в воздух.
1882 Русский морской офицер А. Ф. Можайский сконструировал воздушный змей с паровым двигателем. Воздушный змей послужил прото типом планера, построенного в 90-х гг. XIX в. немецким изобретателем О. Лилиенталем.
1903 Впервые поднялся в воздух самолёт братьев У. и О. Райт, оснащённый двигателем внутреннего сгорания. В 1908 г . их самолёт совершал управляемые полёты длительностью до полутора часов
1909—1914 Я. М. Гаккель, Д. П. Григорович, В. А. Слесарев и другие создали ряд новых конструкций самолётов
1912 Юрьев разработал проект первого в мире вертолёта
1913 И. И. Сикорский создал тяжёлый самолёт «Русский витязь», а затем 4-моторный самолёт-бомбардировщик «Илья Муромец»
1919 Британские лётчики Дж. Олкок и А. -У. Браун совершили первый беспосадочный перелёт через Атлантику
1923 В конструкторском бюро А. Н Туполева был сконструирован первый самолёт-моноплан АНТ-1, а в следующем году построен первый цельнометаллический самолёт АНТ-2
1924 Начато регулярное воздушное сообщение между Москвой и Нижним Новгородом самолётамиАК-1, в 1925 г . — международные перевозки между СССР и другими странами
1920—1930-е В СССР построены военные самолёты — истребитель И-5, самолёт-разведчик Р-5, тяжёлый бомбардировщик ТБ-1 (скорость 230—280 км/ч), а также истребители И-15, И-16, скоростной бомбардировщик СБ, самолёт для гражданских целей К-5 и др.
1927 Ч. Линдберг (США) совершил одиночный перелёт через Атлантику
1930 Э. Джонсон (Великобритания) свершила перелёт Англия — Австралия
1932 А. Эрхарт (США) совершил одиночный перелети через Атлантику
1934 Самолёты АНТ-4 и Р-5 вывезли 104 человека с места гибели ледокола «Челюскин» 1937 В. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков и А. В. Беляков на самолёте АНТ-25 совершили беспосадочный перелёт Москва — Северный полюс — Ванкувер (США), затратив 63 ч 16 мин на преодоление расстояния 8504 км . В том же году М. М. Громов, А. Б. Юмашев и С. А. Данилин на самолёте АНТ-25 совершили беспосадочный перелёт Москва — Северный полюс — Сан-Джансинто (США), затратив 62 ч 17 мин на преодоление расстояния 10 148 км . Рекорд скорости дальнего перелёта был установлен женским экипажем ( B . C . Гризодубова, П. Д. Осипенко и М. М. Раскова) на самолёте «Родина» ( 5908 км за 26 ч 29 мин)
1941-1945 Были разработаны и построены военные самолёты: истребители Ла-5 и Ла-7, Як-3 и Як-9, МиГ-3, бомбардировщики Пе-2 и Пе-8, Ту-2, штурмовик Ил-2 и др.
Вторая половина 1940-х Созданы безвинтовые самолёты МиГ-9, Як-15, Ла-15, истребитель со стреловидным крылом МиГ-15, бомбардировщики Ил-28 и Ту-14, первый серийный вертолёт Ми-1
1947 Пилот Ч. Йигер (США) впервые преодолел «звуковой барьер» (скорость звука) на самолёте «Белл Х-1» с ракетным двигателем
1950-е На самолёте МиГ-19 был прёодолён «звуковой барьер»
1960-е Появился пассажирский самолёт Ту-104, а также один из самых больших транспортных самолётов Ан-22 «Антей»

1970-е Состоялись первые полёты сверхзвуковых пассажирских самолётов Ту-144 (СССР) и «Конкорд» (Англия — Франция), скорость которых достигает 2400 км/ч . С 1976 г . они совершают регулярные пассажирские рейсы. На авиалиниях России работают самолёты Ил-62, Ил-76, Ил-86, Як-40, Як-42 и др.

Добавить комментарий